Газета.ru: «Тихая паника»: как подорожают автомобили

| 12.04.2018

Резкое снижение курса рубля приведет к подорожанию импортных автомобилей, заявили «Газете.Ru» в Минпромторге. Цены на дорогие иномарки вырастут на 10-15%, прогнозируют эксперты. Чтобы компенсировать потери автокомпаниям предлагают наращивать экспорт. При этом в дилерском сообществе не ждут резкого роста спроса на фоне падения курса национальной валюты. При каких обстоятельствах россияне начнут штурмовать автосалоны, разбиралась «Газета.Ru».

Резкое ослабление курса рубля на бирже уже привело к тихой панике на потребительском рынке: россияне по привычке принялись скупать бытовую технику, избавляясь от излишков накоплений. Что касается авторынка, то, как уверяют дилеры, повторения сценария 2014-2015 годов, когда покупатели сметали из салонов новые автомобили, пока те в очередной раз не подорожали, продавцы не ожидают. Тем не менее

в Минпромтрге признают, что нестабильный рубль в первую очередь повлияет на ввозимые иномарки: они безусловно подорожают.

С локализованными моделями, заверили «Газету.Ru» в ведомстве, должно быть легче, поскольку доля рублевой составляющей в цене на машины российской сборки продолжает расти.

«В 2018 году мы абсолютно точно выйдем на новые рекорды по экспорту автомобилей из России, — заявил, отвечая на вопрос «Газеты.Ru» на форуме Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» заместитель министра промышленности и торговли Александр Морозов (в 2017 году по данном Минпромторга из России было экспортировано 100 тыс. автомобилей, — «Газета.Ru»). — Значительное количество брендов сейчас заканчивают инвестиционный цикл по локализации производства в России. На сегодняшний день себестоимость производимых ими в России автомобилей более чем на половину имеет рублевую составляющую. Это в среднем на 15% больше, чем в 2013 году.

У некоторых западных брендов уровень рублевой составляющей в цене автомобиля превышает 80%. Это значит, что столь такое драматическое изменение курса валют не изменит себестоимость автомобиля.

Но есть и второй момент: импортные автомобили безусловно подорожают. Но 86% продаж на российском авторынке сейчас приходится именно на локализованные модели».

Говоря о возможности выделения господдержки для отрасли Морозов лишь отметил, что в Минпромторге будут внимательно следить за происходящим и намекнул, что ведомство заинтересовано в поддержке внутренней потребительской активности.

Что касается динамики цен на автомобили, а не просто их себестоимости, замминистра заявил, что в первую очередь изменение ценовой политики будет зависеть от целей автокомпаний.

«У всех автопроизводителей есть своя тактика, свое видение своей рыночной доли, — сказал Морозов. – Кто-то может захотеть увеличивать свою маржу, а кто-то — увеличивать себестоимость, либо нарастить долю продаж или вытеснить конкурентов. Некоторые вовсе готовы торговать в себе убыток. И вопрос о ценах на таком беспрецедентно сложном авторынке, как российский – очень сложен. Да, на какие-то модели повлиял выросший утильсбор, но и оказанная отрасли господдержка тоже повлияла. Это очень сложная комбинация факторов».В свою очередь президент Российского объединения автодилеров России (РОАД) Олег Мосеев заявил «Газете.Ru», что не ожидает резкого роста спроса на автомобили на фоне падения рубля.

«Ситуация изменилась, у клиентов нет уверенности в завтрашнем дне, — сказал Мосеев. — Если раньше все думали, что это не надолго, то теперь поняли, что это лет на 20-ть.

Поэтому мое мнение: повышенного спроса ждать не стоит, даже напротив, с таким курсом рубля мы можем вернуться к отрицательной динамике продаж. Дело в том, что пока авторынок не восстановился окончательно. Так, в прошлом году существенная доля автомобилей была куплена при помощи программ господдержи. В этом же году их доля существенно меньше и оптимизма у меня нет, только надежда».

Дорогие иномарки будут скупать впрок

В свою очередь аналитик «Алор Брокер» Алексей Антонов считает, что на текущий момент все же.

стоит ожидать небольшого роста продаж новых импортных автомобилей. Речь идет о среднеценовом и премиальном сегментах.

Такие всплески, напомнил он, встречались неоднократно на протяжении последних трех лет и приходились именно на периоды резкого падения курса рубля.

«По большей части речь идет об импульсивных и ранее отложенных покупках, которые совершаются исходя из оценки потребителем риска обесценивания собственных рублевых накоплений, а также ожиданий относительно роста стоимости импорта в связи с девальвацией рубля. Максимальны эффект — 2-3% роста продаж», — заявил эксперт в беседе с «Газетой.Ru».

По оценке Антонова, пока говорить о долгосрочном падении рубля нельзя. Но, если через две недели курс рубля останется на отметке около 65 руб. за доллар США и 80 рублей к евро, ситуация в корне поменяется:

это будет означать, что дешевый рубль — это всерьез и надолго. И вот тогда, по мнению эксперта, может произойти скачок продаж на авторынке.

«Приведет это, во-первых, к резкому скачкообразному росту продаж имеющихся у дилеров автомобилей, как это было в начале 2015 года, что может добавить дополнительные 15-20% продаж. Но далее последует спад, в первую очередь в среднеценовом сегменте, где все еще достаточно высока доля импорта, который вырастет в цене на 8-12% в результате обесценивания рубля», — прогнозирует эксперт.

Падение курса рубля на 10% в течение 3-х торговых сессий вряд ли может быть основанием для срочного пересмотра цен производителями и продавцами автомобилей: волатильность на валютном рынке сейчас настолько высока, что цены ходят на 3-4% в день как вверх, так и вниз. Тем более, что валютные риски у крупных продавцов застрахованы покупкой фьючерса, и они в любом случае не несут финасовых потерь, продавая текущие запасы по текущим ценам.

Что же касается новых импортных контрактов, то цены в них будут повышаться, а объемы импорта снова драматично падать, как это было в период 2014-2015 гг.

Импорт будет падать

В том, что текущая ситуация на авторынке приведет к дальнейшему падению продаж импортных автомобилей уверен директор экспертной группы Veta Дмитрий Жарский

«В 2017 году импорт легковых автомобилей в Россию упал на 3-4%, в 2018 году можно ожидать более быстрого падения, на 5-10%, в том числе и потому, что покупательная способность населения еще не успела восстановиться после девальвации 2014-2015 гг.», — сказал Жарский «Газете.Ru».

Эксперт считает, что от накоплений в рублях, доля которых, по опросам, составляет до 68%, избавляться уже поздно. Однако предполагает, что какая-то часть населения все-таки попытается это сделать.

«Отечественные производители, например, «АвтоВАЗ» снова получат небольшую фору перед конкурентами за счет цены. Цены на импортные автомобили 2018-го года вырастут как минимум на 10-15%», — считает Жарский.

Между тем директор по развитию компании «Рольф» Владимир Мирошников заявил «Газете.Ru», что в случае, если курс рубля не вернется к своим исходным значениям, то в среднесрочной перспективе цены на автомобили вырастут и отыграют курсовую разницу. Это касается в том числе и автомобилей, которые производятся в России, поскольку доля импортных комплектующих в их производстве по-прежнему достаточно высока.

«Однако мы не ждем резкого, одномоментного повышения цен. Скорее всего, этот процесс будет происходить постепенно, как мы это наблюдаем в течение последних месяцев, — сказал Мирошников.

При этом мы уже отмечаем некоторое оживление спроса на автомобили — это касается всех сегментов рынка. Таким образом, изменения структуры спроса не происходит: люди в первую очередь интересуются теми же ликвидными моделями и комплектациями, что и до курсовых колебаний рубля, но настроены сделать покупку скорее, чтобы опередить возможное повышение цен».

По мнению эксперта, в среднесрочной перспективе цены на автомобили будут расти и отыграют изменение курса рубля. Но происходить это будет постепенно, с определенной задержкой.

Алина РАСПОПОВА