Коммерсант: «Тракторные заводы» объезжают банки | Банки и Финансы

Коммерсант: «Тракторные заводы» объезжают банки

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading ... Loading ...

Экс-владельцы проблемного концерна "Тракторные заводы" (КТЗ), который достался за долги ВЭБу, Михаил Болотин и Альберт Баков придумали, как вернуть долю в нем. Как стало известно "Ъ", они обсуждают с ВЭБом схему реструктуризации долга перед синдикатом из 16 банков. Госкорпорации предлагается выдать кредит минимум на 20 млрд руб. одной из структур КТЗ на выкуп долга у основных кредиторов, среди которых Сбербанк, ВТБ и "Петрокоммерц". Еще 6 млрд руб. долга господа Болотин и Баков готовы приобрести сами, но с дисконтом до 70%. Затем они предлагают конвертировать долг в капитал российского правопреемника головной компании концерна.

Прежние собственники КТЗ Михаил Болотин и Альберт Баков ведут переговоры с участниками синдиката банков-кредиторов (долг компании составляет 32,34 млрд руб. без учета процентов) о выкупе у них части задолженности с дисконтом до 70%, рассказали источники "Ъ", знакомые ситуацией. Структуры господ Болотина и Бакова могут выкупить долги КТЗ у МДМ-банка, "Ак Барса", банка "Зенит" и Глобэкс-банка. Так экс-владельцы КТЗ увеличат присутствие в составе кредиторов (уже выкуплены долги перед Юникредит-банком, Райффайзенбанком, Энергопромбанком и BSGV, сумма не раскрывается). По оценке одного из собеседников "Ъ", если сделки состоятся, то экс-владельцы КТЗ консолидируют около 6 млрд руб. долга. В МДМ-банке не подтвердили, но и не опровергли факт переговоров. Источник "Ъ" пояснил, что стороны не могут согласовать сумму сделки. В "Зените" и Глобэкс-банке от комментариев отказались, в "Ак Барсе" на запрос не ответили. Связаться с Михаилом Болотиным не удалось.

КТЗ объединяет 17 предприятий военного, железнодорожного, сельскохозяйственного и дорожно-строительного машиностроения. По данным "СПАРК-Интерфакса", на конец 2013 года долг КТЗ составлял 58,8 млрд руб., выручка — 822,7 млн, чистый убыток — 45,4 млн руб. 100% акций принадлежат ВЭБу, он получил их в 2010 году от Михаила Болотина и Альберта Бакова в обмен на кредит в 15 млрд руб. У бизнесменов есть опцион на обратный выкуп акций в 2017 году в случае возврата долга.

Один из собеседников "Ъ" объясняет, что выкуп прежними совладельцами КТЗ долгов концерна — часть предлагаемого ими плана по реструктуризации. Шесть кредиторов уже пытаются взыскать с концерна и его предприятий 13,86 млрд руб. через суд. Это, например, Сбербанк (долг 12 млрд руб. без процентов, сумма требований в суде — 3 млрд руб.), ВТБ (более 6 млрд руб., требует 957,6 млн руб.) и "Петрокоммерц" (более 3,7 млрд руб., требует 6,1 млрд руб.). Теперь экс-владельцы КТЗ предлагают ВЭБу выдать одной из структур концерна очередной кредит на выкуп долгов Сбербанку, ВТБ и "Петрокоммерцу".

Погасить новый долг перед ВЭБом КТЗ мог бы за счет продажи земли в Красноярске и Волгограде, говорит один из источников "Ъ". В Красноярске у КТЗ есть площади, освободившиеся за счет переноса мощностей Красноярского завода комбайнов на чебоксарский "Промтрактор". Там планировал начать строительство красноярский девелопер "Сибиряк". Площади в Волгограде должны освободиться за счет оптимизации производства на Волгоградском тракторном заводе. При этом 6 млрд руб. долга, который будут контролировать господа Болотин и Баков, предлагается конвертировать в уставный капитал будущего российского правопреемника головной компании концерна — Machinery & Industrial Group N. V. В ВЭБе, ВТБ, Сбербанке и "Петрокоммерце" от комментариев отказались. Источник "Ъ" в правительстве говорит, что схема реструктуризации долга КТЗ еще не одобрена. По его словам, в ВЭБе план поддерживают, но из повестки заседания набсовета госкорпорации в середине октября его исключили, а крупнейшие кредиторы, прежде всего Сбербанк, предпочитают идею раздела и продажи бизнеса КТЗ.

Старший директор Fitch Ratings Александр Данилов считает, что ВЭБу имеет смысл принять предложения экс-владельцев КТЗ, только если в результате переговоров с остальными кредиторами снизится долговая нагрузка концерна, он сможет генерировать положительный денежный поток и в обозримой перспективе погасить долг перед самим ВЭБом. Согласятся ли кредиторы КТЗ продавать долг с "глубоким дисконтом", добавляет эксперт, зависит от того, какими залогами они обладают и потребуется ли дополнительное резервирование в случае негативного развития событий.

Егор ПОПОВ, Анатолий ДЖУМАЙЛО, Денис СКОРОБОГАТЬКО, Яна ЦИНОЕВА, Ольга ШЕСТОПАЛ