Российская газета: Въедет и взлетит

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading ... Loading ...

Второй раз за последние 15 лет мы наблюдаем восстановление лизингового рынка. Позитивная динамика отрасли продолжится и в 2017 году, а структура рынка в последующие годы во многом зависит от того, какие решения по реформированию рынка будут приняты в следующем году.

После двухлетнего сокращения российский рынок лизинга перешел к росту — второй раз в отрасли с начала 2000-х. За 9 месяцев 2016 года объем лизингового бизнеса вырос на 17 процентов и составил около 450 миллиардов рублей. Помимо эффекта низкой базы прошлого года столь существенный прирост связан с постепенной стабилизацией в экономике страны, которая привела к активизации лизинговыми компаниями розничных сделок в регионах. В результате за январь — сентябрь 2016 года на сегмент малого и среднего бизнеса пришлось около 60 процентов нового бизнеса (годом ранее 54).

Ключевое влияние на сегмент МСБ оказал автолизинг, доля которого на рынке составила около 38 процентов. Позитивную динамику также показали строительная и сельскохозяйственная техника, нарастившие доли на рынке до 8 и 4 процентов соответственно. На фоне восстановления рынка конкуренция в сегменте МСБ между лизингодателями за клиента ужесточилась. Для привлечения новых клиентов крупные игроки активно используют скидочные программы, вводят новые опции в продукты и смягчают требования к клиентам. Наращивали сделки в рознице лидеры рынка, среди которых продолжают доминировать госкомпании.

Объем лизингового портфеля на 1 октября 2016 года составил 2,9 триллиона рублей, по величине он второй после банковского. Для предотвращения крупных дефолтов в лизинговой отрасли и ее развития минфин и Банк России приняли решение о реформировании рынка, которое растянется на ближайшие два года.

В результате реформы лизинг может стать исключительным видом деятельности, с которым будет запрещено совмещать какую-либо другую. Лизинговые компании для ведения финансового лизинга должны пройти аккредитацию, а отказавшиеся будут вынуждены уйти в нерегулируемый сегмент операционного лизинга (аренды). Это с высокой вероятностью в ближайшие годы простимулирует опережающий рост операционного лизинга по сравнению с финансовым лизингом. Вместе с тем, после введения аккредитации компаний, занимающихся финансовым лизингом, станет известно и о многих кэптивных компаниях, которые уже давно проводят лизинговые сделки в интересах своих холдингов, но традиционно не учитываются в статистике рынка в силу своей непрозрачности. Объем сделок, которые станут видимыми для всех участников рынка, будет зависеть от того, насколько жесткой будет итоговая версия регулирования финансового лизинга.

Изменения, скорее всего, затронут и Гражданский кодекс, в котором планируется отделить финансовый лизинг от аренды, что должно повысить уровень защищенности лизингодателей. Нововведения также затронут налоговый учет (в первую очередь в области уплаты НДС и налога на прибыль). Помимо совершенствования нормативно-правовой базы с 2019 года компаниям предстоит переход на отчетность по МСФО. Однако предварительно минфин выполнит перевод лизингодателей на новые стандарты РСБУ, гармонизированные с МСФО. Обсуждаемая сейчас версия регулирования будет распространяться только на финансовый лизинг и не предусматривает введение пруденциальных нормативов.

Восстановительный рост лизингового рынка в 2016-2017 годах в большей степени будет связан со стабилизацией процентных ставок и курса рубля, реализацией отложенного спроса и активного маркетинга со стороны лизингодателей, сокращение портфеля которых стимулировало работу по поиску новых сделок. Согласно базовому прогнозу RAEX, объем нового бизнеса за 2016 год вырастет на 17 процентов и составит около 640 миллиардов рублей.

Позитивная динамика лизингового рынка продолжится в 2017 году, при этом драйвером рынка будет автолизинг. Железнодорожный сегмент после четырех лет сокращения может стабилизироваться или даже выйти в небольшой плюс. Опорой для рынка станет авиализинг, на который позитивно повлияет господдержка аренды и лизинга российских самолетов. В итоге объем нового бизнеса в следующем году по негативному прогнозу вырастет на 10 процентов и составит 700 миллиардов рублей, а согласно позитивному — на 20 и достигнет 770 миллиардов.

Станислав ВОЛКОВ, аналитик рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА»)

См. также инфографику на сайте источника