Коммерсант: «Сафмар» вплетет в сети «Ренессанс Кредит»

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading ... Loading ...

Группа "Сафмар", которая владеет "Техносилой" и объявила о приобретении "Эльдорадо" и "М.Видео", рассматривает в качестве основного партнера по кредитованию в этих сетях банк "Ренессанс Кредит". По информации источников "Ъ", акционеры "Сафмара" могут приобрести 25% акций "Ренессанс Кредита" с возможностью дальнейшего увеличения доли. Появление такого союза может существенно изменить расстановку сил на рынке POS-кредитования, указывают эксперты.

О том, что акционеры финансовой группы "Сафмар" (ранее БИН) Михаил Гуцериев и Микаил Шишханов заинтересованы в приобретении доли в банке "Ренессанс Кредит" группы ОНЭКСИМ (основной акционер — Михаил Прохоров), "Ъ" рассказали несколько источников, знакомых с ситуацией, в том числе близких к сторонам потенциальной сделки. "Группа "Сафмар" серьезно рассматривает возможность выхода на рынок POS-кредитования,— говорит один из источников "Ъ".— При этом приоритетным является совместный бизнес с уже существующим игроком, так как Бинбанк не имеет опыта работы в этом сегменте". По словам другого собеседника "Ъ", акционеры группы "Сафмар" рассматривают в качестве ключевого партнера на рынке кредитования в торговых сетях банк "Ренессанс Кредит", в котором они намерены приобрести долю 25% с перспективой ее дальнейшего увеличения. Официального предложения пока не сделано, но предварительное обсуждение прошло на разных уровнях. "Думаю, предложение появится до конца года,— говорит источник "Ъ".— У собственников и менеджмента сторон хорошие отношения, так что достичь договоренностей, скорее всего, удастся, а сделка может пройти в первой половине 2017 года".

В пресс-службе Бинбанка сообщили, что в настоящее время банк не рассматривает возможность выхода на рынок POS-кредитования, и отметили, что акционеры не проявляли интереса к "Ренессанс Кредиту". Впрочем, группа "Сафмар" и ее акционеры не афишируют планы до заключения сделок, а иногда даже прямо опровергают их. Так, в Бинбанке опровергали "Ъ" информацию о получении господином Шишхановым контроля над НПФ "Европейский" накануне выхода официального релиза. В ОНЭКСИМе кратко сообщили: "Переговоры не ведем". В "Ренессанс Кредите" отказались от комментариев.

Участники рынка считают выход группы "Сафмар" на рынок POS-кредитования именно через покупку доли в действующем игроке логичным решением. Акционеры "Сафмара", уже владеющие сетью "Техносила", в ближайшее время станут собственниками также "Эльдорадо" и "М.Видео" (см. "Ъ" от 15 декабря). "Есть два варианта: идти самим в POS-кредитование или приобрести долю в банке, который уже работает на этом рынке,— комментирует член правления Альфа-банка Михаил Повалий.— Решение приобрести готовые компетенции выглядит правильным".

Выбор "Ренессанс Кредита" в данном случае кажется обоснованным. "ХКФ-банк и ОТП-банк имеют иностранных акционеров, с которыми договориться о покупке миноритарной доли довольно затруднительно,— указывает аналитик ИК "Алор" Кирилл Яковенко.— На третьем месте находится Альфа-банк, но для него POS-кредитование не приоритетное направление, а приобретать ради небольшой части бизнеса долю в крупном универсальном банке странно".

По данным Frank Research Group на 1 ноября, "Ренессанс Кредит" занимает четвертое место на рынке POS-кредитования с долей 11,9% и портфелем 22,4 млрд руб. По объему выданных кредитов "Ренессанс Кредит" находится на третьем месте с долей рынка 13,3%, за десять месяцев текущего года он выдал 30,2 млрд руб. POS-кредитов. "Ренессанс Кредит" вернулся к прибыльности: согласно МСФО, за девять месяцев его чистая прибыль составила 980 млн руб. против 3,8 млрд руб. убытка годом ранее.

Участники рынка POS-кредитования считают, что появление у "Ренессанс Кредита" акционера в лице группы "Сафмар" позволит укрепить его позиции. По экспертным оценкам, по итогам года может быть выдано около 300 млрд руб. POS-кредитов, при этом около 65 млрд руб.— через "М.Видео", "Эльдорадо" и "Техносилу". "Если цель "Ренессанс Кредита" именно нарастить свою долю, то им в новых условиях будет легче это сделать, но доля для успешного POS-бизнеса не самоцель",— говорит зампред правления ХКФ-банка Александр Антоненко. "Полагаю, что другие банки, работающие в этих сетях, ждут изменения условий, и мы уже начали к этому готовиться",— отмечает господин Повалий.

Юлия ПОЛЯКОВА, Ксения ДЕМЕНТЬЕВА