Банковское обозрение: Лизинг на пороге перемен

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading ... Loading ...

За девять месяцев 2016 года объем лизингового бизнеса вырос на 17%. Однако, несмотря на восстановление, отрасль еще не оправилась от дефолта крупных клиентов, что привлекло внимание регулятора и подтолкнуло его к реформированию рынка

После двух лет сокращения объем нового лизингового бизнеса в 2016 году начал восстанавливаться: вырос за девять месяцев 2016 года на 17% и составил 450 млрд рублей. В третьем квартале стоимость имущества, переданного в лизинг, составила около 175 млрд рублей (годом ранее — 140 млрд рублей), около 80% которых пришлись на топ-20 лизинговых компаний (ЛК). Постепенная стабилизация в экономике привела к частичному восстановлению лизингового рынка, который годом ранее сократился на 26%. Кроме того, существенный прирост рынка связан с эффектом низкой базы прошлого года. За три квартала 2016 года отрицательные темпы прироста нового бизнеса показали только 20% респондентов, годом ранее бизнес сократился у более 75% участников исследования.

Объем лизингового портфеля на 1 октября 2016 года составил 2,9 трлн рублей, что соответствует уровню прошлого года. Причинами продолжающейся стагнации портфеля являются его инертность и потеря крупных лизинговых договоров с проблемными клиентами. Кроме того, переориентация лизинговых компаний с крупных корпоративных договоров на розничные сегменты с более короткими сроками сделок не позволяет значительно наращивать совокупный объем портфеля.

В рамках исследования лизингового рынка за девять месяцев, проводимого RAEX («Эксперт РА»), лизинговым компаниям традиционно было предложено оценить уровень значимости факторов, негативно влияющих на развитие лизинга в нашей стране. Согласно результатам опроса второй год подряд главным негативным фактором для рынка остаются высокие процентные ставки по кредитам. Вторую позицию занимает нехватка платежеспособных, «качественных» клиентов. В тройку ключевых проблем лизинговой отрасли также входит нехватка у лизингодателей заемного финансирования в достаточном объеме, а четвертой по актуальности стала проблема недостаточного финансирования с длительными сроками. Девальвации рубля, которая привела к отказу клиентов от подорожавшего иностранного оборудования, теперь занимает пятое место (годом ранее — третье) среди негативных факторов.

Окрыленные лидеры

По итогам девяти месяцев 2016 года лидером рынка по объему нового бизнеса, как и годом ранее, стала компания «ВТБ Лизинг». На вторую строчку поднялась Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК), темп прироста лизингового бизнеса которой за январь – сентябрь текущего года составил 69%. Третью позицию, показав небольшое сокращение (–5%), занял «Сбербанк Лизинг». В совокупности на три крупнейших компании приходится около 36% всего объема нового бизнеса (38% годом ранее).

Поддержку бизнесу лизинговых компаний из топ-3 оказали сделки с авиатехникой: почти весь объем авиасделок, заключенных за девять месяцев 2016 года, пришелся на тройку крупнейших игроков рынка. Концентрация авиасделок на крупнейших компаниях по-прежнему остается высокой, при этом не менее 50% нового бизнеса передано клиентам в оперативный лизинг. Доля авиасегмента на рынке составила 18% против 22% годом ранее. Доля второго корпоративного сегмента (железнодорожная техника), несмотря на постепенное повышение ставок на аренду подвижного состава, в 2016 году на рынке снизилась с 16 до 13% по сравнению с девятью месяцами прошлого года.

На грузовые и легковые автомобили по итогам девяти месяцев 2016 года пришлось около 38% (годом ранее — 37%) объема переданного в лизинг имущества. В абсолютном выражении автосегмент вырос на 21%, достигнув 170 млрд рублей. Позитивное влияние на сделки с автомобилями оказала госпрограмма по льготному автолизингу. Однако программа не смогла существенно повысить спрос со стороны физических лиц на лизинг автомобилей. «Лизинг для физических лиц оптимален для тех, кто хочет платить только за пользование автомобилем и не думать о том, сколько машина будет стоить при продаже через три года, — отмечает Александр Михайлов, генеральный директор компании «Европлан». — Кроме того, не все лизингодатели могут предлагать этот продукт, так как он потенциально более массовый и рискованный, чем традиционный для России финансовый лизинг».

Новый вызов

По оценке RAEX («Эксперт РА») отношение остатка платежей к получению по сделкам, по которым имеется просрочка более 60 дней, к портфелю на 1 октября 2016 года составило около 10% (12% — годом ранее). Снижение уровня проблемных сделок на рынке связано с объемами изъятой техники у неплатежеспособных клиентов в 2015-2016 годах (не менее 35 млрд рублей за девять месяцев 2016 года, более 50 млрд рублей за девять месяцев 2015 года, по оценке Агентства). «Процесс урегулирования задолженности начался с 2014 года. В определенных случаях пришлось изымать предметы лизинга и передавать новым клиентам, некоторым клиентам мы реструктурировали задолженность, — говорит Владимир Добровольский, заместитель генерального директора по работе с клиентами компании «ГТЛК». — За два года ситуация более-менее выровнялась. Поэтому мы считаем, что рынок находится на стадии восстановления».

Тем не менее объем реструктурированной задолженности в совокупном лизинговом портфеле вырос с 18% на 1 октября 2015 года до 20% за тот же период 2016 года. Причиной такой динамики стало изменение условий лизингового договора (пересмотр графика платежей, ставок, пролонгация сроков и т.п.) у клиентов из железнодорожного сегмента и авиасегмента, которые столкнулись с трудностями при исполнении обязательств по договорам лизинга. Крупнейшим дефолтом лизингополучателя в 2015 году стал крах авиакомпании «Трансаэро», который оказал значительное давление на качество активов крупных лизингодателей и как следствие банковских кредитов. Для предотвращения подобных ситуаций в лизинговой отрасли Минфин и Банк России приняли решение о реформировании рынка. «Вопрос госрегулирования вызван проблемами с крупными лизингополучателями и лизингодателями в особо важных для государства отраслях, — отмечает Александр Михайлов «Европлан». — Но затронет регулирование все лизинговые компании, независимо от их специализации. Поэтому важно не навредить и не ограничить эффективную работу частного капитала — к примеру, в сегменте лизингового финансирования транспорта для МСБ».

Ключевые направления реформы будут направлены на повышение транспарентности и введение регулирования лизингового рынка, что предполагает соблюдение им дополнительных требований по контролю рисков в финансовой системе в целом. В результате реформирования рынка и изменения законодательства лизинг в России может стать исключительным видом деятельности, с которым будет запрещено совмещать другую деятельность. Помимо совершенствования нормативно-правовой базы с 2019 года компаниям предстоит переход на отчетность по МСФО. «В этой связи мы ожидаем значительного повышения спроса на модуль бухгалтерского учета по принципам МСФО, который будет соответствовать отраслевым стандартам Центрального банка, а также на модуль обеспечения соблюдения процедур внутреннего контроля качества данных и модуль расчета резервов с учетом справедливой оценки обеспечения лизингового портфеля», — отмечает Дмитрий Курдомонов, управляющий директор компании «Хомнет Лизинг».

Саморегулируемый контроль

В ближайшие годы существенным нововведением для рынка также станет появление саморегулируемых организаций (СРО), на которых могут быть возложены функции по разработке отраслевых стандартов, сбору отчетности, статистики и пр. Одной из ключевых проблем при образовании СРО являются разногласия среди совершенно разных типов лизинговых компаний, кардинально различающихся бизнес-моделями, финансовыми возможностями собственников и специализацией. «Важно, чтобы СРО объединяло максимальное количество участников рынка, компаний всех форм собственности и размеров. СРО не должны быть механизмом ограничения конкуренции. Разрабатываемые нормативы должны учитывать интересы максимального количества лизинговых компаний», — подчеркивает Дмитрий Корчагов, генеральный директор компании «Балтийский лизинг».

Введение ограничительных барьеров при вступлении в СРО (величина капитала, размеры взносов и пр.) и повышение требований к лизинговым компаниям приведут к росту их издержек. В результате часть мелких игроков будет вынуждена покинуть рынок. «С 2017 года планируется создать СРО, которые определят правила работы на рынке лизинга. Компании, которые в силу несоответствия данным требованиям не смогут вступить в СРО, покинут рынок, — сообщает Дмитрий Зотов, генеральный директор компании «ТрансФин-М». — Из-за кризиса в банковском секторе и неплатежей клиентов уже состоялся уход наиболее мелких игроков и всех тех, кто был наиболее уязвим на рынке лизинга».

По сравнению с 2009 годом в текущем году все больше лизингодателей считает, что регулятивный надзор и введение нормативов негативно повлияют на работу лизинговых компаний и не смогут предотвратить возникновение в будущем крупных дефолтов на рынке. В большей степени пессимистичные настроения компаний связаны с тем, что в условиях слабого спроса на лизинговые услуги и высокой доли проблемных активов дополнительные расходы для соблюдения требований регулятора окажут давление на бизнес региональных игроков. Представители частных компаний отмечают, что небольшие региональные компании не несут существенных рисков для финансовой системы страны и регулирование их деятельности нецелесообразно. Кроме того, респонденты связывают введение регулирования с обесценением активов отдельных лизингодателей, проблемы которых не связаны с остальными участниками лизинговой отрасли.

Превосходя ожидания

По данным Центробанка по итогам третьего квартала 2016 года динамика ВВП России близка к нулевой, а чистый отток капитала снизился в пять раз (до 9,6 млрд долларов). В то же время по данным Росстата один из ключевых индикаторов инвестиционной активности — инвестиции в основной капитал — в сентябре 2016 года сократился на 4,3% по сравнению с сентябрем 2015 года. Макроэкономические показатели и высокие внешнеполитические риски по-прежнему свидетельствуют о высокой неопределенности дальнейшего развития финансовых рынков России, в том числе лизинговой отрасли.

Периодические всплески объема лизинговых сделок из-за реализации отложенного спроса и разовые крупные сделки стали все больше влиять на лизинговый рынок, размер которого сокращался последние два года. Объем нового бизнеса за третий квартал 2016 года составил около 64% результатов за всю первую половину текущего года, что существенно превысило ожидания RAEX («Эксперт РА») (около 52%). В 2014-2015 годах доля третьего квартала в среднем не превышала 55% объема первого полугодия. При этом мы по-прежнему считаем, что доля четвертого квартала в общегодовом объеме лизингового бизнеса составит около 30%, драйвером лизинговой отрасли станет автолизинг, а крупные авиасделки поддержат рынок и укрепят лидирующие позиции крупнейших лизингодателей.

Согласно базовому прогнозу RAEX («Эксперт РА»), объем нового бизнеса за 2016 год вырастет на 17% и составит около 640 млрд руб. Значительное влияние на реализацию прогноза будет оказывать вероятность заключения крупных корпоративных сделок на рынке. В этом случае сокращение сегмента железнодорожной техники составит не более 10%, объем авиализинга останется примерно на уровне прошлого года, прочие сегменты суммарно вырастут на 40% за счет их небольшого размера и эффекта низкой базы прошлого года. Автолизинг продемонстрирует рост на 25%. Увеличение доли лизинга в продажах автомобилей и частичная реализация отложенного спроса поддержат автосегмент. Реализация позитивного прогноза, по мнению Агентства, возможна при замедлении падения инвестиций в основной капитал за 2016 год до 3,5% (за 2015 год падение было на 8,4%). Прогноз подразумевает снижение инфляции до 6%, а также сохранение ключевой ставки Банком России на уровне 10%.

По прогнозу Агентства позитивная динамика лизингового рынка продолжится в 2017 году, при этом лидером рынка по-прежнему будет автолизинг. Несмотря на завершение госпрограммы по льготному автолизингу, частичная реализация отложенного спроса может предотвратиь сильное снижение объема лизинговых сделок с автомобилями. Железнодорожный сегмент после четырех лет сокращения может стабилизироваться или даже выйти в небольшой плюс. «Поскольку в 2015-2016 годах произошло рекордное списание старых вагонов (около 210 тысяч), в отдельных регионах уже образуется дефицит парка», — говорит Дмитрий Зотов, генеральный директор компании «ТрансФин-М». Точкой поддержки для лизингового рынка станет авиализинг, на который позитивно повлияет господдержка аренды/лизинга российских самолетов, в том числе воздушных судов «Сухой Суперджет 100». На следующий год также придется значительная часть работ по подготовке инфраструктурных объектов к чемпионату мира по футболу 2018, что подстегнет объем лизинга строительной техники. В результате объем нового бизнеса в следующем году по прогнозу RAEX («Эксперт РА») вырастет на 10–20% и составит 700–770 млрд рублей.

Руслан КОРШУНОВ

См. также инфографику на сайте источника