РБК: Неевклидова биометрия: как российские банки теперь распознают клиентов

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading ... Loading ...

Ряд российских банков из топ-50 приступил к тестированию биометрических систем идентификации клиентов. В 2017 году может пройти пилотные испытания создаваемая ЦБ единая база биометрических данных россиян.

Российский банковский сектор приступил к внедрению систем биометрической идентификации клиентов — по голосу, изображению лица и отпечаткам пальцев, рассказали РБК представители нескольких крупных российских банков. Одновременно ЦБ, Минкомсвязь и Росфинмониторинг начали работу над проектом создания единой базы биометрических данных, которая позволит расширить предоставление россиянам удаленных банковских услуг. Правда, полноценное внедрение новых технологий в России займет несколько лет, считают эксперты.

В частности, банк ВТБ24 до конца января приступит к тестированию биометрической идентификации в рамках интернет-банкинга. «Мы предложим пользователям мобильного приложения на платформе iOS принять участие в пилотном проекте, который продлится 3 месяца. Его основная цель — проверить готовность клиентов использовать новую технологию», — рассказала РБК начальник управления дистанционного банковского обслуживания ВТБ24 Елена Дегтева. Пользователям предложат при входе в приложение онлайн-банка предоставить свою фотографию и образец голоса (сделать селфи и записать голос с помощью микрофона в телефоне. — РБК) — с их помощью будет происходить идентификация. После того, как пользователь ее пройдет, все операции будут совершаться без дополнительного подтверждения, говорит Дегтева.

Также ВТБ24 готовится к запуску проекта голосовой идентификации клиентов, звонящих в колл-центр. Как объявлял в октябре прошлого года банк, личность клиента планируется подтверждать по записанному ранее и предоставленному банку «эталонному» образцу голоса. По словам старшего вице-президента ВТБ24 Натальи Смирновой, тестирование технологии пройдет до сентября, а масштаб запуска во многом будет зависеть от результатов «обкатки».

Схожая технология уже работает в Тинькофф банке, говорит его представитель. «В будущем мы планируем шире применять распознавание по голосу и внедрить распознавание лиц для идентификации клиентов», — добавляет он.

Заместитель руководителя департамента розничных продуктов, электронного бизнеса и CRM банка ВТБ Александр Солонин сообщил, что банк сейчас работает над внедрением технологии Touch ID (сканер отпечатков пальцев, используется в нескольких последних моделях iPhone). По словам Солонина, сканер будет использоваться в мобильном банке для физлиц. «Отпечаток пальца планируется использовать не только для входа в приложение, но и для подтверждения операций», — пояснил он.

Эта технология уже используется в Промсвязьбанке и «Хоум Кредите», рассказали представители этих кредитных организаций. Авторизация в мобильном банке привязана к сканеру отпечатка пальца в телефонах Apple. Сбербанк внедрил идентификацию клиентов по технологии Touch ID еще в 2014 году.

По оценке ведущего аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина, в России около 14 млн iPhone. Из них 5,8 млн устройств поддерживают функцию Touch ID.

Биометрическая идентификация клиентов на основе системы распознавания лиц также применяется в некоторых российских банков. В 2015 году ее внедрил Лето банк (сейчас Почта банк), рассказал представитель этой кредитной организации. Биометрические параметры новых клиентов Почта банка сравниваются с уже существующей клиентской базой, а также сличаются с базой мошенников, говорит он. Система применяется для противодействия внешнему и внутреннему мошенничеству — при выдаче кредитов и при авторизации сотрудников банка. «Она быстро окупила себя, а ее использование позволило банку сохранить порядка 100 млн рублей», — отметил представитель банка.

Похожий пилотный проект запущен в трех московских отделениях банка «Открытие», где в терминал электронной очереди встроена камера для распознавания лиц, сказал РБК директор по инновациям банка Алексей Благирев.

В 2016 году Сбербанк реализовал серию пилотных проектов, предполагающих использование биометрических технологий в разных каналах обслуживания и сценариях использования, сообщил РБК представитель банка. Банк также аккредитовал компании VisionLabs, Comlogic, Прософт Биометрикс и Fujitsu Technology Solutions как поставщиков систем распознавания лиц.

Переговоры с потенциальными поставщиками систем биометрической идентификацией клиентов ведет Бинбанк, сообщил руководитель центра инновационного развития банка Павел Чеботарев.

Несколько биометрических технологий сейчас тестирует Райффайзенбанк, рассказал РБК начальник управления интегрированного риск-менеджмента банка Сергей Гриб.

Включение биометрии во внутренние процессы и в сферу обслуживания клиентов активно прорабатывает Росбанк. «Мы запустили важный проект по включению биометрических данных в наши обслуживающие системы. Этому предшествовало проведение ряда пилотных проектов, которые дали достойный результат в области снижения числа мошенничеств на этапе анализа кредитных заявок», — рассказала директор по управлению изменениями Росбанка Елена Бронникова.

ЦБ готовится к биометрии

Банк России тем временем приступил к очередному этапу работы на единой базой биометрических данных — проработке вопросов обеспечения безопасности и правового фундамента удаленной идентификации клиентов, рассказали РБК в пресс-службе регулятора. Пилотная «обкатка» системы биометрической идентификации, в которой примут участие несколько розничных банков, запланирована Банком России на 2017 год.

Проект разработан ЦБ совместно с Минкомсвязи и Росфинмониторингом. Как ранее писал РБК, его реализация позволит отказаться от физического присутствия клиента при открытии счета в новом банке. «Можно прийти в один банк в любом конце страны, подтвердить свою учетную запись [на «Госуслугах»], а затем переехать в Москву, и, если появится необходимость, удаленно открыть счет в банке либо в будущем отправить заявку на кредит», — говорила на форуме Finopolis 2016 в октябре зампред ЦБ Ольга Скоробогатова.

Система будет работать так. После очной идентификации клиента в банке в его профиле на «Госуслугах» появится соответствующая отметка. Если клиент решит воспользоваться удаленными услугами другого банка, то этот банк, получив от пользователя разрешение обратиться к его персональным данным на «Госуслугах», сможет идентифицировать его личность; такая идентификация будет равнозначна предъявлению паспорта.

Конкретные сроки и участники пилотного проекта еще не определены, следует из комментария ЦБ, предоставленного РБК.

Пилотный проект ЦБ займет 12 месяцев, считает Александр Ханин, гендиректор VisionLabs, компании-разработчика программного обеспечения для распознавания лиц. Клиенты банков-участников смогут «зарегистрировать» свои лица (сфотографироваться для внесения фото в эталонную базу), чтобы эти изображения можно было использовать для удаленной идентификации. Благодаря ей клиенты будут иметь доступ к текущим счетам, открытию вкладов, получению кредитов, переводам и платежам, перечисляет Ханин.

Будущее в лицах

Несмотря на интерес банков и финансовых властей к биометрии, повсеместным ее внедрение в 2017 году не станет, говорят собеседники РБК. В России этот способ идентификации клиентов может получить широкое распространение через 3-5 лет, полагает руководитель управления по защите онлайн и мобильного банкинга «Лаборатории Касперского» Александр Ермакович. «Не следует забывать о проблеме privacy — далеко не все пользователи готовы делиться с банком такими данными, как отпечаток пальца или скан глаза», — добавляет он.

По мнению Ермаковича, сегодня методы биометрической идентификации нельзя назвать стопроцентно безопасными. «Технология новая, не все разработчики знают, как правильно ее применять. Злоумышленники, в свою очередь, начинают искать уязвимости в ней еще до внедрения в массовые продукты», — предупреждает эксперт.

О полной замене биометрией других методов идентификации речи пока не идет, соглашается член правления Почта банка Павел Гурин. При этом он полагает, что нынешние способы идентификации могут быть усилены биометрическими. «Например, ставшая привычной при идентификации клиента пара «логин — пароль» не скоро уйдет в прошлое. Но для совершения операций с более высокими лимитами или более рискованных в качестве «усилителя эффекта уверенности» может применяться дополнительная биометрическая идентификация», — говорит Гурин.

Роман МАРКЕЛОВ

Инфографику к статье можно посмотреть на сайте источника.