Коммерсант: Утраченное считать уплаченным

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading ... Loading ...

Угроза отзыва лицензий сразу у нескольких банков региона вынудила власти Татарстана пойти на беспрецедентные меры. Как стало известно "Ъ", правительство республики договорилось с местным управлением налоговой службы и отделениями внебюджетных фондов о том, что налоги и взносы, которые зависли в проблемных банках, будут считаться уплаченными. Подобные решения противоречат сложившейся судебной практике, механизм администрирования в столь крупных масштабах неясен, а легитимность — спорна. Но в Татарстане рассчитывают сделать эти меры массовыми. Возможно, вопрос будет поднят уже сегодня на встрече экс-президента Татарстана Минтимера Шаймиева с Владимиром Путиным.

Как рассказал "Ъ" уполномоченный при президенте Татарстана по защите прав предпринимателей Тимур Нагуманов, власти региона договорились с местным управлением ФНС, отделениями Пенсионного фонда России (ПФР) и Фонда социального страхования (ФСС) о том, что налоги и взносы, проведенные через проблемные Татфондбанк и Интехбанк, будут считаться уплаченными в "комиссионном" порядке.

"Это значит, что все предприниматели и компании, которые подадут в налоговую инспекцию заявление о зачислении платежей, будут приглашены на специальную комиссию, которая решит, можно ли считать данную компанию или предпринимателя добросовестным налогоплательщиком (плательщиком взносов) и на этом основании засчитывать уплату в бюджет",— уточнил он. При этом не имеет значения, в какой бюджет должны были зачисляться налоги (в республиканский или федеральный) и выступала компания в виде налогоплательщика или налогового агента (по НДФЛ). В ПФР и ФСС сообщили, что вопрос уплаты платежей относится к компетенции налоговиков. В ФНС на запрос "Ъ" о том, действительно ли существуют особые договоренности по зависшим платежам в татарстанских банках, не ответили.

По российскому законодательству налог или взнос во внебюджетный фонд считается уплаченным с момента предъявления в банк платежного поручения при наличии необходимого количества средств на расчетном счете плательщика. В то же время еще в 2001 году Конституционный суд поднимал вопрос о добросовестности перечисляющего в бюджет с учетом обстоятельств, при которых компания знала или могла знать о проблемах банка и при этом проводила платежи через него. С 2014 года при уплате налогов через проблемные банки компании приглашались налоговиками на специальные комиссии, где и решался вопрос добросовестности.

На уровень целого региона вопрос о добросовестности налогоплательщиков вышел впервые. "Обычно комиссии — это единичные, сугубо индивидуальные случаи, часто заканчивающиеся судами компаний с инспекциями ФНС",— рассказал партнер Taxology Алексей Артюх. В отношении платежей внебюджетных фондов вообще не существует отработанной процедуры комиссионных зачетов. "Для ПФР это первый случай в его практике",— отметил Тимур Нагуманов.

Впрочем, доказать добросовестность клиентам будет непросто. Проблемы с платежами у Татфондбанка и Интехбанка появились в начале декабря 2016 года, 15 и 23 декабря соответственно в них были введены временные администрации АСВ. Из СМИ клиенты банка могли узнать о его проблемах также в начале декабря (см. "Ъ" от 7 декабря). "Как налоговики планируют выявлять на комиссиях компании, которые "не могли знать" о проблемах банка?" — удивляется управляющий партнер "Ренессанс-Lex" Георгий Хурошвили. Он напоминает, что есть немало споров, где суды обращают особое внимание на тот факт, мог ли знать налогоплательщик о проблемах банка. Кроме того, признание комиссией клиента добросовестным не является гарантией, что в будущем к нему не будет претензий.

"Подобные договоренности и решения не имеют никакой юридической силы,— отметил Алексей Артюх.— Вне зависимости от решения комиссии те же самые налоговики (или вышестоящая инстанция) могут подать в суд с требованием о взыскании налогов и, кроме того, пени и штрафов за просрочку".

В Татарстане между тем рассчитывают, что данная инициатива будет использована в будущем и в случаях банкротств других банков. "Мы видим, что законодательство, регламенты, инструкции органов власти, их логика действий и трактовка нормативной базы не предусматривают "плана Б" на случай банковских кризисов,— отмечает Тимур Нагуманов.— Очевидно, что нужен пакет "антикризисных сценариев", которые направлены на защиту интересов предпринимателей в чрезвычайных ситуациях с банками". Поэтому, уточнил он, инициировано создание специальной проектной группы при президенте Татарстана — в перечень ее предложений и законодательных инициатив может войти предоставление отсрочки или рассрочки по налогам предпринимателям, подпавшим под действие банковских мораториев. Источники "Ъ" полагают, что вопрос об этом может быть поднят и на запланированной на сегодня встрече экс-президента Татарстана Минтимера Шаймиева с Владимиром Путиным (подробнее о ней см. на стр.3).

Вероника ГОРЯЧЕВА