РБК+: Лизинг на взлете

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading ... Loading ...

Авиационный лизинг демонстрирует заметный рост, прежде всего благодаря господдержке. Спрос на воздушные суда все еще не удовлетворен, что позволяет рассчитывать на дальнейшее развитие рынка, говорится в материале редакции партнерских проектов РБК+.

Равнение на своих

Авиация — один из ведущих сегментов лизинговой отрасли в России, в первую очередь благодаря высокой стоимости самолетов и долгих сроков их эксплуатации.

Два года назад российские власти приняли меры для развития лизинга коммерческих воздушных судов отечественного производства. Так, субсидирование было распространено на сделки не только в финансовом лизинге, но и в операционном. Также было принято решение о докапитализации лизинговых компаний с расчетом на покупку ими Sukhoi Superjet-100 (SSJ-100). «Эффективность этих мер несомненна: господдержка аренды и лизинга российских самолетов позволит увеличить объем авиализинга в 2017 году минимум на 10%», — говорит доцент кафедры экономики промышленности РЭУ им. Г.В. Плеханова Вадим Свирчевский. Он полагает, что «динамика сделок по Sukhoi Superjet-100 позволяет надеяться и на 25-процентный прирост. Свирчевский обращает внимание на активное участие в этом бизнесе компаний «ВТБ Лизинг», «Ильюшин финанс» и «ВЭБ-лизинг», что дает основание рассчитывать на развитие позитивных тенденций в отрасли.

Принесли свои плоды и действия государства по снижению ключевой ставки кредитования и субсидированию лизинговых ставок государственными компаниями, согласен доцент Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Эмиль Мартиросян. В результате того что региональные компании получили самолеты на выгодных условиях, удалось увеличить региональную маршрутную сеть.

Не все эксперты настроены столь оптимистично. «Главная проблема рынка авиализинга — стратегическое падение рынка пассажирских авиаперевозок, которое идет с 2014 года и не компенсируется даже оживлением лета 2017-го, вызванным укреплением рубля. Особенно страдает сегмент регулярных перевозок на второстепенных с точки зрения пассажиропотока направлениях», — отмечает советник по макроэкономике генерального директора «Открытие Брокер» Сергей Хестанов.

Тем не менее официальная статистка внушает надежду. Российский рынок пассажирских авиаперевозок с начала 2017 года активно растет. По данным Росавиации, отечественные авиакомпании в январе—мае 2017 года перевезли 35,81 млн пассажиров, что на 22% превышает результат за аналогичный период 2016 года. Причем в мае 2017-го обслужено на 25,9% больше пассажиров, чем за аналогичный месяц прошлого года — 8,67 млн. Министр транспорта Максим Соколов ранее прогнозировал, что по итогам текущего года рынок может вернуться к объемам 2015-го, когда было перевезено 92 млн человек. Соответственно, должны расти и объемы авиализинга.

Медленно, но верно

По данным рейтингового агентства RAEX, в 2016 году объем авиализинга вырос на 35,5%, его доля на рынке лизинга в целом составила 21,6%, говорит ведущий аналитик ГК TeleTrade Марк Гойхман. По его данным, в 2015–2016 годах авиализинг показал стабильно высокую долю в стоимости имущества — до 20,5%.

Всего к апрелю 2017 года было выпущено 122 самолета SSJ-100, из которых 65 находятся у российских эксплуатантов. Одно из последних соглашений весной этого года заключила иркутская компания «ИрАэро» на покупку в лизинг четырех SSJ-100. Более того, «Аэрофлот», чей парк уже включает 30 таких самолетов, в ходе МАКС-2017 готов подписать контракт на приобретение еще 20 лайнеров SSJ-100 общей стоимостью около $600 млн. Все эти машины приобретаются в лизинг.

Как говорит Сергей Хестанов, несмотря на то что уровень простоя отечественной авиатехники по техническим причинам выше, чем у импортной, продвижение изделий российской авиапромышленности продолжается.

«Лизинговые компании, в частности подконтрольная Минтрансу Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК), идут на установление арендной ставки в рублях для отечественных получателей. Государственное субсидирование также призвано содействовать продвижению техники», — отмечает Гойхман. Так, ГТЛК в 2016 году приобрела для передачи в операционный лизинг 13 самолетов Sukhoi SuperJet-100, а в конце мая текущего года завершилась синдикация кредита для компании в размере 30 млрд руб. с целью приобретения 32 таких лайнеров. В 2016 году ГТЛК и авиакомпания «Ямал» подписали твердый контракт на поставку 13 самолетов SSJ-100, «Сбербанк Лизинг» поставил «Аэрофлоту» 20 единиц SSJ-100, «ВТБ Лизинг» передал пятый самолет авиакомпании «Россия», а компания «ВЭБ-лизинг» выполнила обязательства по поставке четырех воздушных судов авиакомпании «Россия». «По мере развития региональных авиаперевозок и восстановления работы многих аэропортов можно ожидать увеличения спроса на перевозки пассажиров и грузов, а значит, будет востребован и авиационный лизинг», — говорит ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

Основным драйвером развития авиализинга в России в будущем может стать не только ожидаемый рост объема перевозок, но и обновление авиапарка. «Потребность в обновлении авиапарка в России достаточно высока, хотя проблема уже не стоит так остро, как это было в 2000-х годах. Например, у «Аэрофлота» уже один из самых молодых парков в Европе», — говорит аналитик Forex Optimum Иван Капустянский. Однако, по его словам, спрос на воздушные суда полностью не удовлетворен, что, в свою очередь, создает благоприятную почву для развития авиализинга. «Медленно, но верно количество произведенных и эксплуатируемых самолетов растет. Кроме того, на подходе еще одна отечественная новинка — MC-21», — добавляет он.

Помощь может прийти и от зарубежных участников рынка. «Западные лизинговые компании готовы предложить услуги по финансированию продаж на внутреннем рынке новых типов российских самолетов», — говорит Вадим Свирчевский. В совокупности с государственной поддержкой участие иностранных лизинговых компаний усилит позитивные тенденции на рынке российского авиализинга.

Сергей АЛЕКСЕЕВ