РБК: Почти половина россиян сочла невозможным вести бизнес без взяток

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading ... Loading ...

Почти 50% населения считает, что вести бизнес в России без взяток невозможно, свидетельствует опрос НАФИ. Чаще всего такого мнения придерживаются на Северном Кавказе.

Один из барьеров, препятствующих открытию собственного бизнеса в России, — мнение граждан о неизбежности взяток при ведении своего дела. Такие данные приводит в своем новом докладе о деловом климате аналитический центр НАФИ.

«Так, 49% населения считают, что вести предпринимательскую деятельность, не давая взяток, нельзя. Доля людей, разделяющих данную точку зрения, выше в Северо-Кавказском (79%), Южном (63%) и Сибирском (53%) федеральных округах. Кроме того, данной позиции придерживаются в большей степени мужчины (53%) и люди в возрасте 45–59 лет (52%)», — пишут авторы исследования. Средний размер взятки в России в 2016 году составил 328 тыс. руб., и это на 75% больше, чем годом ранее, говорил «Коммерсанту» начальник главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД Андрей Курносенко.

Мнения о том, что «бизнес в их регионе не защищен от преступности и криминала», придерживается 46% респондентов. Особенно распространена эта точка зрения в СКФО — 91%. В выборку НАФИ входит 500 человек, занимающих руководящие должности в предприятиях микро-, малого и среднего бизнеса. Опросы проводятся по телефону, статистическая погрешность, по словам аналитиков, не превышает 4,4%.

Основное препятствие для открытия своего бизнеса в России — это, как говорится в докладе, отсутствие денег: стартового капитала нет у 44% опрошенных, не планирующих открывать свой бизнес. 33% объясняют свой отказ открывать собственный бизнес «нежеланием», а 15% — «отсутствием идей». Примерно половина граждан (респондентам давали возможность выбрать несколько ответов) жалуется на недостаток информации, необходимой для такого шага: незнание законов, отсутствие экономической подготовки, непонимание рынка.

В целом руководители малых и средних предприятий считают свое положение устойчивым: 44% респондентов назвали его средним, а 35% — хорошим. «Только 15% отмечают плохие и очень плохие показатели, хотя еще летом 2016 года негативные результаты показывали 27%», — указывается в обзоре.

С другой стороны, аналитики называют «пессимистичными» настроения российских предпринимателей. Индекс предпринимательского климата, рассчитываемый НАФИ, в марте составил 84,8 п.п., что на 5,2 п.п. ниже, чем в марте 2016 года. «Предприниматели в большей степени довольны текущим положением дел в бизнесе, и эта удовлетворенность растет на протяжении последних трех лет. Тем не менее предприниматели не ожидают позитивных изменений в будущем, начиная с декабря 2016 года сохраняется высокая степень неопределенности в отношении будущего», — объясняют авторы.

Антон ФЕЙНБЕРГ