Коммерсант Санкт-Петербург: Лизинг дождался «взрывного роста»

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading ... Loading ...

По итогам девяти месяцев рост рынка лизинга в Петербурге составил, по некоторым оценкам, 25% после двухлетней стагнации. Драйверами роста стали транспортная отрасль, авиация, железнодорожный и водный транспорт, автомобильный транспорт. Позитивную динамику также показали строительная и сельскохозяйственная техника, нарастившие доли на рынке до 8% и 4% соответственно.

Окончательные итоги по трем кварталам 2017 года еще не подведены, но некоторые эксперты говорят о "взрывном росте". Положительная динамика объясняется снижением ключевой ставки, а также тем, что государство начало предоставлять субсидии для отечественных производителей. При этом представители импортной техники предлагают более широкий спектр дополнительных программ (например, прием техники в зачет, техобслуживание, обучение водителей), что также увеличило количество проданной техники в лизинг по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. "С другой стороны, есть и факторы, замедляющие развитие в России профильной услуги. Так, в последнее время усложнилась юридическая часть процесса передачи техники в лизинг. Это связано с тем, что Центробанк, курирующий лизинговые компании, предъявляет к заемщику повышенные требования по чистоте сделки",— рассуждает Александр Лашкевич, директор по взаимодействию с отраслевыми организациями ГК "Деловые линии".

Александр Казанский, руководитель филиала "Санкт-Петербургский" УБРиР, также отмечает серьезные изменения в сфере регулирования лизинга. Для предотвращения крупных дефолтов и для последующего развития лизинговой отрасли Минфин РФ и Банк России приняли решение о реформировании рынка в ближайшие два года. "В результате реформы лизинг может стать исключительным видом деятельности. Для ведения финансового лизинга компаниям нужно будет пройти аккредитацию, "отказники" будут вынуждены уйти в нерегулируемый сегмент операционного лизинга (аренды). Это, с высокой долей вероятности, в ближайшие годы простимулирует опережающий рост операционного лизинга по сравнению с финансовым лизингом",— прогнозирует господин Казанский.

Алексей Калачев, эксперт-аналитик ГК "Финам", говорит: "В целом по стране новый бизнес (стоимость имущества) за первые шесть месяцев 2017 года составил 427 млн рублей, что стало рекордным объемом для первого полугодия за всю историю лизингового рынка. Стоимость имущества, переданного в лизинг в первой половине 2017-го, на 55% больше, чем за аналогичный период прошлого года".

Марк Гойхман, ведущий аналитик ГК TeleTrade, отмечает: "По абсолютным объемам новый бизнес за полгода составил 427 млрд рублей, что впервые превысило уровень докризисного первого полугодия 2014 года (344 млрд)".

Рынок лизинга демонстрирует высокую концентрацию бизнеса: 66% рынка формируется первой десяткой лизингодателей. При этом на крупнейшего игрока — "Сбербанк Лизинг" — приходится 17% рынка. В топ-10 уверенно входит базирующаяся в Петербурге группа компаний "Балтийский лизинг".

По данным агентства RAEX ("Эксперт РА"), крупнейшим сегментом на рынке остается автолизинг. Хотя за первое полугодие 2017-го по сравнению с аналогичным периодом прошлого года его доля сократилась на 4,8 п. п., до 35,1%, в стоимостном выражении автосегмент за январь — июнь 2017 года увеличился на 79%. Наиболее активный рост доли в новом бизнесе в первом полугодии 2017-го показали сегменты авиа-, железнодорожной и водной техники. Впрочем, 57% сделок с авиацией (доля рынка 22,1%) приходится на "Сбербанк Лизинг". Доля водного транспорта в лизинговых сделках невелика — около 3,1%. А вот прирост в сегменте железнодорожной техники (доля рынка 16%) имеет значение, так как тут рост начался после двух лет падения, говорит господин Калачев. "Необходимо отметить значительный прирост объема лизинга строительной и дорожно-строительной техники (+58%), что стало возможным благодаря расширению господдержки лизинга коммерческого автотранспорта на спецтехнику. Это в целом по России",— говорит аналитик ГК "Финам".

Петербург снижает долю

По географическому распределению нового бизнеса, несмотря на его значительный рост в абсолютных цифрах, Петербург переместился с третьего на шестое место: доля региона в общероссийском бизнесе сократилась с 10,6 до 6,8%. "Это во многом связано с опережающим развитием в других регионах после кризисного падения",— считает господин Гойхман.

В городе значительный объем нового бизнеса обеспечивает лизинг строительной и транспортной техники. Это связано с субсидированием соответствующих сделок по условиям поддержки со стороны Минпромторга. "Так, в компании "ВТБ Лизинг" в Санкт-Петербурге и области 43% операций заняли в первом полугодии грузовые и иные самоходные машины. В секторе техники для строительства "Балтийский лизинг" показал более чем двукратный рост, а "Интерлизинг" — увеличение в 1,5 раза",— приводит данные господин Гойхман.

Другие петербургские компании также констатируют рост. "Лизинговый портфель нашей компании в Петербурге увеличился в три раза. Компания активно развивает лизинг в регионах присутствия",— рассказала генеральный директор ООО "ГКР-лизинг" Анна Филатова.

Руководитель дивизиона "Санкт-Петербург" компании "Балтийский лизинг" Андрей Бугров говорит: "В этом году продолжилась тенденция увеличения спроса на лизинг в сегменте легкового транспорта. Причем темпы роста самих продаж легковых автомобилей в Петербурге выше, чем в среднем по стране. Также благодаря очередным программам поддержки от Минпромторга спросом пользуется и грузовой транспорт. Рост в сегменте лизинга автотранспорта (легкового и грузового) по Петербургу в нашей компании по сравнению с девятью месяцами 2016 года составил 40%. В сегменте спецтехники следует выделить сельскохозяйственную технику, а также складскую технику для погрузо-разгрузочных работ. Спрос на сельскохозяйственную технику особенно заметен в предпосевные и уборочные периоды. Кроме того, стал восстанавливаться спрос на металлообрабатывающее оборудование, а также оборудование для пищевой промышленности. Стимулом для этого является, в том числе, курс на импортозамещение на волне антироссийских санкций".

Генеральный директор АО "ЛК "Европлан"" Александр Михайлов отмечает: "Сегодня мы видим, что все больше компаний и индивидуальных предпринимателей пользуется лизингом как способом приобретения автотранспорта. Это подтверждают показатели первого полугодия 2017 года по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. В "Европлане" объем сделок лизинга автомобилей вырос на 79%. В Петербурге и Ленобласти мы наблюдаем рост по всем сегментам автолизинга: легковому, грузовому и легкому коммерческому транспорту. По итогам девяти месяцев 2017 года в текущем регионе "Европлан" показал прирост к аналогичному периоду 2016 года, профинансировав на 65% больше автомобилей".

Господдержка работает

Среди общероссийских тенденций можно отметить рост лизинга грузового автотранспорта в связи с ростом господдержки этого сегмента. В первом полугодии 2017 года доля лизинга в продажах грузового транспорта за аналогичный период выросла с 53 до 76%. По итогам года можно ожидать дальнейшего роста, вследствие обновления с 1 июля 2017 года условий госпрограмм и увеличения субсидии по грузовому автотранспорту и спецтехнике. Одной из тенденций полугодия стал опережающий рост оперативного лизинга (то есть аренды), и здесь лидером среди секторов является авиатехника, а среди лизингодателей — "Сбербанк Лизинг".

"В структуре финансирования сделок общероссийская тенденция — снижение использования собственных средств (до 11,8% в первом полугодии 2017 года с 15,7% годом ранее) и банковских кредитов (56,8 и 58,5% соответственно). В противовес им повышается доля авансов (до 13,4 с 12,3%) и облигаций (до 0,9 с 1,7%). Такое положение связано, с одной стороны, с нехваткой собственных средств лизинговых компаний, с другой — с трудностями привлечения банковских кредитов",— рассказал господин Гойхман.

По оценке Анны Филатовой, объемы продаж будут расти в сегментах строительной и дорожно-строительной техники, железнодорожного транспорта, грузового транспорта, сельскохозяйственной техники и высокотехнологического оборудования.

По итогам 2017 года ожидается рост объема нового бизнеса в Санкт-Петербурге и Ленобласти на 55-60% по сравнению с 2016 годом. Росту автолизинга будут способствовать партнерские программы с крупнейшими автопроизводителями, которые позволяют взять авто в лизинг с нулевым удорожанием, минимальными ежемесячными платежами или с минимальным авансом. Подобные акции позволяют серьезно уменьшить нагрузку на бюджет корпоративных клиентов при покупке автомобилей в лизинг, а потому всегда пользуются популярностью. Как следствие, они способствуют увеличению продаж авто в лизинг. Несомненно, драйвером роста станут и государственные программы субсидирования лизинга.

Олег ПРИВАЛОВ