Известия: Жалобные финансы | Банки и Финансы

Известия: Жалобные финансы

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading ... Loading ...

Закредитованным гражданам предлагается не предоставлять права решать споры с банками во внесудебном порядке при помощи финансового омбудсмена — к нему смогут обращаться только вкладчики. Это следует из проекта поправок ЦБ (есть у «Известий») к законопроекту о финансовом уполномоченном, уже принятому в первом чтении. По мнению экспертов, такой подход позволит снизить нагрузку на финансового омбудсмена, а для решения проблем заемщиков нужно создавать отдельную структуру.

Принятие предложений Банка России может привести к изменениям в правительственном законопроекте о финансовом омбудсмене, принятом в первом чтении 1 июля 2014 года. Банк России предлагает исключить заемщиков из числа клиентов, которые смогут решать незначительные споры (до 500 тыс. рублей) с кредитными организациями, оставив такую возможность только вкладчикам. При этом ранняя редакция законопроекта давала право всем пострадавшим гражданам — и вкладчикам, и заемщикам — обращаться к финансовому уполномоченному.

Председатель комитета Госдумы по финрынку Анатолий Аксаков сообщил, что окончательная позиция по вопросу о должностных обязанностях финансового омбудсмена будет сформирована позже.

Если разрешить закредитованным гражданам обращаться к омбудсмену, это серьезно увеличит нагрузку на него, говорится в пояснительной записке к проекту поправок ЦБ. По данным Объединенного кредитного бюро, сейчас в России свыше 8 млн граждан с проблемными кредитами (с просрочкой от трех месяцев). Даже если десятая часть таких заемщиков обратится к уполномоченному, это может вызвать коллапс в деятельности создаваемого института финансового омбудсмена, считает управляющий Фондом защиты прав вкладчиков и акционеров Марат Сафиулин. Поэтому логика ЦБ заключается в том, чтобы оградить уполномоченного от лавинообразного потока жалоб со стороны граждан: важно, чтобы тот справлялся со своей нагрузкой, уверен Марат Сафиулин.Если финансовый омбудсмен будет перегружен обращениями, он не сможет эффективно помогать гражданам, согласен управляющий активами ИК Global Capital Александр Григоренко.

По сравнению с заемщиками, у вкладчиков гораздо меньше проблем: их ситуация во многом зависит не столько от них самих, сколько от кредитной организации, пояснил зампред Локо-банка Андрей Люшин. Заемщики же сами виноваты в том, что у них возникают проблемы с погашением кредитов, добавил он. По его мнению, для решения вопросов с закредитованными гражданами нужно создавать отдельную инстанцию.

Однако действующий финансовый омбудсмен Павел Медведев выступает против предложений ЦБ. По его словам, защита нужна не только вкладчикам, но и заемщикам.

— Финансовый омбудсмен может попробовать договориться с банком о реструктуризации займа, предусматривающей увеличение сроков кредитования при уменьшении размера ежемесячных платежей. Это в любом случае лучше для банка и заемщика, чем суд, — отметил Павел Медведев. По его словам, граждане также жалуются на изменение процентной ставки по кредиту после заключения договора и навязывание банками договоров страхования.

По концепции законопроекта, омбудсмен рассматривает обращения потребителей финансовых услуг, которые содержат требования имущественного характера к финансовой организации, пояснили «Известиям» в пресс-службе Банка России. Реструктуризация долга — это форма изменения условий кредитного договора, при которой у заемщика отсутствуют денежные требования к кредитору, добавили представители регулятора.

Несколько лет назад в Ассоциации российских банков возникла идея создать Межбанковский национальный центр реструктуризации (МНЦР) — автоматизированную платформу, которая по единому алгоритму позволяла бы проводить реструктуризацию займов заемщика одновременно в нескольких кредитных организациях. Как пояснил «Известиям» президент АРБ Гарегин Тосунян, МНЦР еще не создан, но ассоциация от идеи не отказывается и ждет предложений от банков.

Анастасия АЛЕКСЕЕВСКИХ